<< Предыдущая
Следующая >>
1010
Виртуальная камера, которая показывает нам мчащийся грузовик, парит над машиной. Свет в кабинете Томилина меркнет, и у меня возникает ощущение киносеанса. Будто я смотрю свеженький голливудский боевик... один из тех, новомодных, где компьютерные образы самых популярных актеров всех времен и народов бродят в виртуальных декорациях... где мужественный Клинт Иствуд стоит плечом к плечу с импозантным Шоном Коннори и смазливым Леонардо Ди Каприо...интерактивный фильм, где всю троицу можно усадить в лужу, а победит трогательный Чарли Чаплин... Но этот фильм не интерактивен. Он режиссирован от первой до последней секунды. Что бы ни думал водитель грузовика. — Ведь он совершил наезд в пьяном виде... — говорю я. — Ведь так? — Он и сейчас нетрезв, — отвечает Томилин. — Для него были оставлены виртуальные бары. — Но ведь невозможно повторить ту ситуацию с точностью, — не сдаюсь я. — Почему? — удивляется Томилин. И в этот миг грузовик сворачивает на перекрестке. Будто отдернули занавес. Вечер сменяется днем. Широкий проспект — узкой улочкой, где и двум машинам-то не разъехаться. Тем более, что навстречу бодро несутся несколько легковушек. Грузовик виляет, дергается, налетая на бордюр и выскакивая на тротуар. А в нескольких метрах перед капотом едут на велосипедах двое мальчишек, уже начинающих оборачиваться на рев мотора. — Оп, — говорит Томилин. Успевает сказать, прежде чем изображение дергается, переворачивается, начинает кружиться: виртуальная камера описывает немыслимую кривую, удерживаясь над кузовом грузовика. Неужели в реальности возможно так выкрутить руль? Скорость не так уж и высока. Сколь бы ни был пьян водитель, но он сбросил газ на повороте. Но удар все равно силен. Капот сминается, втыкаясь в стену здания, грузовик разворачивает, он крошит стеклянную витрину, наполовину въезжая в продуктовый магазинчик. И я понимаю: что-то идет не так. Магазин не прорисован полностью, существуют лишь несколько метров перед витриной, а все остальное — серый туман, мгла без красок и форм. Из задравшегося вверх капота бьет пар и сочится бесцветная жидкость. — Денис, — очень спокойно говорит Томилин, — я же просил... — Да не мог он успеть повернуть, — отвечает Денис. — Все же обсчитано! В его голосе слышится искреннее возмущение. Нет, вряд ли он психолог. Скорее программист, переводивший расплывчатые указания в цифровую форму. — Скорость была тридцать четыре километра в час, радиус поворота... — бормочет Денис. Но Томилин жестом заставляет его замолчать. А смятая дверь кабины со скрежетом открывается. Скорее вываливается, чем выходит, водитель. И не глядя на серый туман в глубине магазина бредет сквозь стеклянное крошево витрины на улицу. — Камеру сдвинуть! — рявкает Томилин. Я не вижу, кто исполняет его команду. Возможно у Дениса есть какой-то пульт, а может быть, нас слушают и другие сотрудники тюрьмы. Но камера послушно сдвигается с места плывет вслед за водителем. И я начинаю смеяться. Это уже не трагедия. Это фарс. По улице все так же едут автомобили, все так же идут прохожие, не обращая никакого внимания на воткнувшийся в здание грузовик. А нераздавленные велосипедисты продолжают ехать, с ужасом озираясь назад. Они едут на месте, колеса скользят по асфальту, сверкают спицы с красными кружками катафотов, длинные волосы одного из пареньков полощет на несуществующем ветру. Лучший в мире велотренажер. Водитель обходит машину. Подходит к ребятам, смотрит на них, протягивает руку, словно намереваясь тронуть — и тут же отдергивает. Достает мятую пачку "Примы", засовывает одну сигарету в рот, но забывает закурить и кричит: — Бип! Бип бип вашу мать! Козлы бип! Бип! То ли он догадался, где камера. То ли это случайность — но он смотрит прямо на нас. — Бип! — зло говорит Томилин. — Какой бип включил звуковой цензор? — Но это же общее требование ко всем государственным учреждениям! — отбивается Денис. Водитель, выронивший сигарету, достает другую. Садится на асфальт, закуривает, глядя на несущихся в никуда велосипедистов. — Уберите... это, — командует Томилин. — Карина, прошу прощения. — Бип, — говорю я с улыбкой. Именно "бип" я и хотела произнести. — Смешно, — соглашается Томилин, когда гаснет экран. — Может быть, Карина, вы еще объясните, что это значит? — Да если бы я знала... На самом-то деле я догадываюсь. И готова поаплодировать Чингизу, устроившему свой сюрприз. Вот только... — Наши визитеры изолированы? — спрашивает Томилин Дениса. — Разумеется! — видно, в этом программист уверен. — Стекова аппаратно отключили от глубины. А тем двоим задавили каналы. Начисто. — Ну и какие версии? — спрашивает Томилин. Ответа нет. И подполковник командует: — Давайте второго! — Какого именно? — Давайте Казакова. Что там у него? Экран загорается снова. Камера парит в небе, опускаясь кругами, будто хищная птица, выслеживающая добычу. Бесконечная степь, ломкая сухая трава, человечек, сидящий на корточках... Каким бы он ни был преступником, но сейчас это лишь человек приговоренный к одиночеству. Человек, держащий в руках маленького грязно-рыжего лисенка. — Его стоило бы позже... — задумчиво говорит Томилин. — Впрочем... — У вас ничего не выйдет, — вдруг говорю я. Томилин оборачивается, выжидающе смотрит на меня. — Не знаю, почему. Но не выйдет. Вы чего-то не поняли. — Все дайверы обретали свои способности в результате сильного стресса, — медленно и убедительно, будто преподаватель тупому студенту, говорит Томилин. — Случайного стресса! А эти... стрессы... они выверены и рассчитаны. Они не могут не подействовать. — Они подействуют, вот только как именно... — Посмотрим. Придушите эту лису! — поворачиваясь к экрану говорит Томилин. Еще минуту ничего не происходит. Заключенный осторожно и бережно гладит крошечного зверька. Камера опускается совсем низко, заглядывает ему через плечо, так, что узкая симпатичная мордочка лисички заполняет пол-экрана. А потом черные глазки начинают тускнеть. Лисица тонко пищит, вздрагивает, и вытягивается в длину. Дергается пушистый хвост. Человек будто не замечает этого. Рука касается меха, оглаживает зверька. И едва-едва угадывается в шуме ветра голос. — Нет. Ни печали, ни боли, ни ярости. И ни капли сомнения. Он не верит в происходящее, этот злодей и убийца. Настоящий, без всяких смягчающих обстоятельств, злодей... Не хочет верить. Не поверит никогда. Я читала его личное дело. Я знаю, что он убил свою жену. Я знаю, что он любил ее. И до сих пор, наверное, любит. И себя он осудил куда раньше, чем люберецкий районный суд... — Нет, — еще раз говорит заключенный, проводя рукой по тельцу лисицы. — Нет. И пушистый хвост вздрагивает. Стриженная голова опускается, человек касается губами мордочки лисицы. И крошечный язычок ласково лижет его щеку. — Она отключена, — не дожидаясь вопроса говорит программист Денис. — Да нет ее вовсе! В программе оживление не предусмотрено! На экране — человек гладит лисичку. — Выключите, — говорит Томилин. И смотрит на меня. — Будете третьего... катарсить? — спрашиваю я. — Имеет смысл? — вопросом на вопрос отвечает Томилин. Я медлю. Я действительно пытаюсь ответить честно. Хотя бы потому, что кто бы ни стоял за всей этой жестокой пьесой, какие бы амбиции ни кипели в министерских умах, но для Томилина этот проект — совсем другое. Заслон на пути преступности, сверкающий меч и надежный щит в руках правосудия, настоящие стражи порядка, штампованные супермены глубины. И ради этой цели он без колебаний подвергнет муке преступников. Без колебаний... но и без радости. — Он тоже не станет дайвером, — говорю я, наконец. — Он что-то сделает... я даже не знаю, что именно...говорите, умирающая женщина в пустом городе? Нет, вряд ли он ее оживит. Скорее — добьет. — Ее невозможно добить, — почти робко вставляет программист Денис. — В том-то и дело... этот тип — он маньяк, он обязательно попытается, но... — Лисичку невозможно было оживить, — напоминаю я. — Так в чем дело? — уже не спрашивает, а требует Томилин. — Я знаю только одного дайвера, — говорю я. — Но разве вам непонятно, в чем разница? Это же так просто! — Свобода, — вдруг говорит Томилин. — Бип. — Способности дайверов — они все исходят из одного, — киваю я. — Только из одного. Они не терпят несвободы. Потому и могут входить и выходить из глубины — когда захотят. Поэтому видят лазейки в программной защите. Вы кого угодно сможете воспитать в своей тюрьме... людей, которые будут убивать и оживлять программы, к примеру. Но только не дайверов. Потому что дайвер в виртуальной тюрьме — невозможен.
<< Предыдущая
Следующая >>
[наверх]
© Сергей Лукьяненко, 2000 г.
© Издательство "АСТ", 2000 г.